Прогноз на стоимость газа до конца года

После существенного скачка цены до 16,30 грн/л. в августе – сентябре 2017 года стоимость пропан-бутана (СПБТ) уже в октябре откатилась назад: на момент написания статьи газовые заправки предлагали пропан по 13–13,5 грн за литр, что примерно на 1 грн больше, чем в октябре 2016 года.

Подобные сезонные скачки происходят в Украине регулярно, но каждый раз соотношение газ/бензин восстанавливается. Правда, уже не только за счет возврата стоимости пропана к прежним показателям – ценники на ходовой бензин также подрастают, поэтому газовый калькулятор по-прежнему показывает выгоду перевода авто на пропан-бутан. А с учетом того, что в Европе газ вдвое дешевле бензина, можно смело прогнозировать, что его цена до конца текущего года останется на нынешнем уровне.

Почему происходят колебания


Тут все просто – это недостаток складских запасов, если так можно выразиться в отношении мест хранения пропан-бутана. Дело в том, что украинские операторы рынка не имеют газовых хранилищ в нужных объемах. Торговля сжиженным газом происходит в стране фактически «с колес». Все, что есть в емкостях на заправках, и то, что в пути, – вот и весь запас. Если происходит сбой в логистике, то на части заправок СПБТ пропадает, а там, где он есть, – вырастает отпускная цена. Бороться административными методами с ростом цен бессмысленно – нужны рыночные механизмы, однако вкладываться в бизнес операторы не хотят из-за опасений, что рынок вот-вот монополизирует крупная компания, близкая к власти.

Отсутствие запасов усугубляется сезонной остановкой НПЗ на профилактику в государствах-поставщиках. Нефтеперерабатывающие заводы стоят – газа нет. Ведь СПБТ – это нефтяной газ, попадающий на заводы вместе с нефтью. Самое смешное, что ситуация ежегодно повторяется. И каждый раз в прессе поднимается волна статей о том, что ездить на газе невыгодно. Средствам массовой информации вторит свободный интернет – форумы лопаются от дискуссий: стоит ли переводить машину на пропан. Ну, а грустно от того, что платить за комедию приходится рядовым автомобилистам.

Как дело обстоит в Европе

Местные операторы получают топливо из тех же источников, что и украинские компании. Однако наличие собственных газохранилищ помогает им переживать периоды дефицита без особого напряжения. Тамошние бизнесмены берегут нервы клиентов. Более того, если проблема с поставщиком оказывается долгосрочной, то у оператора хватает времени, чтобы договориться о поставках продукции с альтернативными поставщиками. К слову, соотношение стоимости сжиженного пропана и бензина на европейском рынке составляет примерно 1 : 2, то есть А-95 вдвое дороже газового топлива.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *